Что такое авторитет родителя? Этот вопрос волнует многих.
Приходилось ли вам задумываться над тем, почему семья считается воспитывающим коллективом? В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции – большая нравственная сила, о которой в семье надо заботиться с первых дней появления ребенка на свет.
Чувства любви между родителями, между родителями и детьми создают обстановку непринужденности, образуют доверительные спокойные отношения, способствующие формированию авторитета взрослых. Если отношения между родителями не сложились, в семье возникают ссоры, взаимные упреки на глазах детей, то авторитета родителей в такой семье не бывает.
Однако любовь и уважение в семье не единственное условие, способствующее образованию авторитета родителей. Отношения их к делам производства, радость трудовым успехам, общественная активность – все это не проходит незамеченным для ребенка. Но нельзя забывать о том, что обсуждения должны носить оптимистический характер.
Заслужить авторитет у детей очень трудно: искусственность поведения отца или матери ребенок тонко чувствует. Невозможно пробудить у ребенка уважение к себе, навязывая ему свои позиции «я – мать», «я – отец». Нередко разговор с ребенком ведется раздражительным тоном, а подчас допускается и оскорбление. Это воспитывает в нем грубость и подавляет его волю. Дошкольник еще не способен анализировать поведение матери или отца и принимать решение, каким чертам характера, формам поведения родителей ему стоит подражать, а какие – не замечать. Он перенимает поведение манеру говорить, жесты в готовом виде. Ребенок подражает и хорошему, и плохому.
Пока представления маленького ребенка ограничены, мерило всех его ценностей – слова и поведение отца и матери. Но если родители необъективны в своих оценках, говорят ребенку о справедливости, о честности, о красоте, а в разговорах между взрослыми или в оценках происходящего ребенок слышит другое, то наставления их будут напрасны. Поэтому так важно взрослым предъявлять к себе высокую требовательность.
Родителям кажется, что ребенок ещё мал, чтобы понимать то, о чем говорят взрослые. Однако, дети даже младшего возраста, занимаясь своим делом, реагируют на разговоры взрослых. Если они не всегда понимают содержание сказанного, то всегда улавливают тон, отношение к тому или иному событию, явлению, к человеку. Если родители небезучастны к беде соседей, не осуждают друзей, а стремятся им помочь, то дети уважают родителей, гордятся ими. Однако нельзя рассчитывать на то, что, видя только положительные примеры старших, ребенок обязательно будет поступать так же. Пассивное восприятие примеров взрослых не создает у ребенка стремления к подражанию: необходимы условия для постоянных упражнений в добрых поступках, для проявления накапливаемых представлений. Положительно влияет на авторитет старших членов семьи их совместный с ребенком труд по обслуживанию и организации семейного быта, в котором каждый имеет свои обязанности. В процессе труда выявляются отношения друг к другу, к труду, к труду, рядом работающего. Благоприятно воздействуют на детей праздничные хлопоты по уборке квартиры, приготовлению праздничного обеда, встрече гостей. Дети в меру своих сил включаются в эти приготовления. Умение с пользой для всей семьи проводить свободное время - большое искусство. Оно также дает положительные результаты, укрепляя авторитет родителей в совместных прогулках, походах в лес, посещениях кинотеатра и цирка, в общих играх и развлечениях, домашних концертах.
Психологи доказали, что общение взрослых с ребенком достигает своей цели в том случае, если старшие члены семьи понимают его мотивы, интересы и потребности. Ребенок в таких условиях предрасположен к воспитательному воздействию взрослых. Он чувствует себя равноправным членом семейного коллектива, где его не только понимают, но и приобщают к семейным делам, деля с ним радости и заботы. Искренность отношений в общем домашнем труде, играх с ребенком, выраженная вслух похвала или предположение о том, что совершенный проступок случаен и больше не повторится, помогает ребенку приобрести уверенность.
Другой вид семейного воспитания – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенства, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате вырастит баловень, предъявляющий непомерные претензии, требования. Необходимо любить ребенка сердцем, стремиться искать «золотую середину» в подходе к нему. Важно, чтобы все старшие были единодушны в своих требованиях. Если, предположим, мама сказала, то бабушка должна поддержать, а папа напомнить и т. п.
Совершают ошибку и те родители, которые воспитывают по принципу «будешь слушаться - куплю». В таких семьях идет купля-продажа отношений: «ты мне - я тебе». Успех такого воспитания сомнителен. Если родители понимают интересы, запросы ребенка, то авторитет их повышается. Этому служат ответы на многочисленные детские «почему». Правильно поступают те родители, которые терпеливо объясняют вопрос, удовлетворяя детскую любознательность.
Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию. |