Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь
ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общественным ценностям. Закладывается фундамент
здоровья.
Дошкольное детство - время первоначального становления личности,
формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного
возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок
испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей,
действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности
оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы
связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной
ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в
ней все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать
игрушечным молотком воображаемые гвозди, хотя на самом деле еще не умеет
забивать настоящие гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и
зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии.
Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и
обеспечивают ему внутренний мир эмоциональный комфорт.
Но кроме этого сиюминутного субъективного ощущения «всевозможности»,
эмоционального комфорта, сюжетная игра в силу своей специфики имеет большое
значение для психического развития ребенка, так сказать, долговременный эффект.
Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается
способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому,
что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных
действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем
- изобразительные, речевые и воображаемые действия.
Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для
развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая
поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им,
начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние игра
оказывает и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми:
во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает
правила этого взаимодействия, во - вторых, в совместной игре со сверстниками он
приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения,
согласовывать их с другими детьми.
Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые
моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения
воспитателя с дошкольниками.
Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играли,
проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность,
способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя
деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к
появлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного достойного выхода
из разных жизненных ситуаций. Особое место занимают игры, которые создаются
самими детьми, - их называют творческими или сюжетно - ролевыми. В этих играх
дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и
деятельности взрослых.
Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является
важным средством воспитания.
Большинство игр отражается труд взрослых: дети подражают домашним делам
мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера и т д.
Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для
общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Игра и труд
часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно
дети мастерят, готовятся к игре уже в определенном образе: моряки строят
корабль, делают спасательные круги и т. д.
В игре формируется моральные качества: ответственность, чувства
товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение
справедливо разрешать спорные вопросы.
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее,
интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становиться окружающий мир,
светлее и радостнее их жизнь.
Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой
деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и
готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.
Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития
детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в
педагогическом процессе детского сада.
|