Когда ребёнок находится в обществе своих сверстников, он удовлетворяет все свои духовные потребности, в том числе и потребность в общении, т.к. взрослые не всегда могут уделить ему много времени. Даже, если мать не работает (что в современном обществе явление редкое) или бабушка дома, они не в состоянии посвятить ребёнку столько времени, сколько ему хочется. Взрослые, воспитывая своих детей, не всегда заботятся о духовном контакте.
Если бы мама, папа, дедушки или бабушки могли уделять всё свое время малышу, они бы всё равно не восполнили ту потребность ребенка в общении со сверстниками. Потому что огромная разница в возрасте и уровень развития отделяет взрослого человека от ребёнка. Это возможно лишь только тогда, когда взрослый опускается до уровня ребёнка или полностью подстраивается под его интересы. Но наоборот быть не может. Ребёнок не может подняться до уровня взрослого, хоть и есть такие родители, которые к этому стремятся и даже принуждают его.
Одним из условий формирования личности является проникновение в душевный мир ребёнка. Это возможно с помощью умения общаться с ним на его уровне, для взрослого это не сложно и даже необходимо. Но этот процесс не постоянный, это может быть слишком утомительным как для взрослого, так и для ребёнка. Нужно прерываться на отдых и давать ребёнку возможность общаться с детьми своего возраста.
Когда ребёнок становиться старше и самостоятельнее, он в меньшей мере нуждается во внимании и заботе взрослых, что для последних становится поводом порадоваться. Вот наконец-то появилось время для себя, для друзей, стало больше свободы, которая уходила на заботу о ребёнке.
Однако родители должны понимать, что сокращение времени, которое уходит на ребёнка несёт за собой ограничение его духовного контакта с ними. Поэтому начинает расти потребность ребенка в общении с детьми своего возраста, т.к. у них больше свободного времени, такие же обязанности в школе и дома, общие интересы.
Потребность в общении со сверстниками чаще всего сильна у единственных в семье детей, когда дома их окружают только взрослые. Но следует знать, что контакт с детьми своего возраста необходим также и детям, имеющим братьев и сестёр. Это правило может в какой-то степени не распространяться на близнецов.
В одной и той же семье разница в возрасте у детей может иногда привести к разному уровню физического и духовного развития, формированию разных интересов. Но это может являться положительным фактором и не ограничивать детей в близком общении.
Но вот, что ещё нужно отметить: у ребёнка общение с братьями и сёстрами отличается от общения со сверстниками, т.к. братья и сёстры даны ему независимо от него, а других он может свободно выбирать. Даже, если ребёнок очень сильно любит своих братьев и сестёр, он может чувствовать острую потребность в общении с детьми с детского сада или школы, со двора. Эта потребность может возникнуть и однополых близнецов. Хоть у них и одинаковый возраст и уровень развития, друзья у них могут быть разные. Исследования показали, что близнецам сложно правильно строить взаимоотношения, что ведёт к уменьшению их социального опыта лишь потому, что в детстве их лишали контакта с другими детьми. |