Абсолютно все родители хотят, чтобы речь их ребенка была правильной, чистой и красивой. Но, к сожалению, статистика последних лет говорит нам, что все больше и больше детей поступают в первый класс школы с речью, которая не соответствует норме.
Для того чтобывыяснить проблемы формирования речи старших дошкольников, а затем и помочь детям преодолеть трудности в овладении всеми компонентами речи, в нашем детском саду работает логопункт, который посещают 25 детей.Для закрепления навыков, полученных детьми на занятиях с учителем-логопедом, родители этих детей,следуя полученным от учителя рекомендациям, для достижения хорошего результата, должны и дома самостоятельно заниматься с детьми ежедневно.
Кроме того, каждый родитель может обратиться за консультацией к учителю-логопеду. Наиболее частородителей интересуют следующие вопросы:
- Что делать, мой ребенок не выговаривает звук «Р»?
- Как быть, если мой ребенок вместо звука «Ш» произносит «С»?
- Можно ли помочь ребенку, если он не выговаривает многие звуки?
Далеко не все родители знают, что существуют нормы формирования звукопроизношения, поэтому иногда отсутствие или замена какого-либо звука может быть связана с возрастными возможностями ребенка.
Исследованиями ученых определены следующие границы нормативного развития звукопроизношения:
Ребенок 1-2летдолжен уметь произносить следующие звуки: а; о; э; п; б; м.
В 2-3 года – и; ы; у; в; ф; т; д; н; к;г; х; й.
Достигнув 3-4 лет– с; з; ц.
В 4-5 лет – ш; ж; ч; щ.
К 5-6 годам– л; р.
Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в овладении речью.
Позвольте предложить вам советы, которые помогут правильно сформировать речь вашего ребенка:
1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Сопровождайте действия словами.
2. Говорите, используя правильно построенные фразы.
3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
6. После просмотра мультфильма спросите: что больше всего запомнилось ребенку? Кто главный герой? и т.д.
7. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
8. Делайте с ребенком артикуляционную гимнастику каждый день. Покажите ему, как цокает лошадка, как можно покрасить потолок во рту, научите расслаблять и напрягать язычок. Перед зеркалом взрослый показывает упражнения, ребенок повторяет.
Используя эти простые советы, вы научите ребенку говорить чисто и правильно.