Автор: Гмырко Е.А
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ д/с «Брусничка» пос. Магистральный.
Цель:
Продолжать знакомить детей с природными фильтрами и их способностью очищать воду.
Закрепить полученные знания о свойствах воды, песка.
Развивать желание экспериментировать, развивать мыслительные операции, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, активизировать словарь новыми словами, расширять кругозор.
Воспитывать у детей эстетические и нравственные чувства к природе и уникальности озера Байкал, желание ее беречь и охранять.
Активизация словаря: пресная, прозрачная, глинистый, песчаный, пропитана жиром.
Интеграция: художественно- эстетическое, социально - коммуникативное.
Оборудование: подносы, ложечки, по пять прозрачных стаканчиков на каждого ребенка, чистая и грязная вода, воронки, емкости с песком, емкости с древесным углем, ватные диски, магниты, лист бумаги, цветные мелки, тазик с водой, блюдца с маслом.
Ход занятия: 1. Просмотр слайда: рыба, выброшенная на берег озера Байкал. Воспитатель: ребята, посмотрите, какая произошла беда? Что случилось с рыбами? Почему они погибли? Отчего загрязняется вода в Байкале? Как мы можем помочь рыбам? А теперь посмотрите на берег Байкала. Чем он покрыт? (песком). Значит, какой берег - песчаный. А если бы он был покрыт глиной, какой берег был (глинистый). Как вы думаете, что лучше для озера Байкал песчаный или глинистый берег?
Дети – берег песчаный. - А почему? Потому что песок очищает от грязи. Вот сейчас проверим.
Проведем опыты. У нас будут работать две лаборатории.
Первая лаборатория - воды.
Вторая лаборатория - песка.
Вы сами выберите, в какую лабораторию пойдете.
Для этого нужно взять карточки:
для лаборатории воды - голубого цвета,
для лаборатории песка - коричневого цвета.
Лаборатория воды. Опыты с водой.
1. " Какая вода на вкус". Как это можно узнать: попробовать пить. Какую воду можно пить? - Только кипяченую. - Почему? - В сырой много микробов. Дети пьют кипяченую воду, делают вывод: пресная. Вот такая вкусная пресная вода в озере Байкал.
2." Свойство воды". Цвет. Прозрачность. Опыт. Положите на дно стакана с водой картину, вы видите, что там изображено? Почему? Потому что вода чистая и прозрачная. Вот такая же прозрачная вода в озере Байкал.
- Обратите внимание на стакан с загрязненной водой, который принес Незнайка.
- Хотел попить, но у меня грязная вода, что же мне делать?
Попробуем очистить воду. Предлагаю детям природные фильтры: 1- уголь; 2 - песок; 3 - ватные диски. Дети в трех стаканах очищают воду., сравнивают в каком стакане самая чистая вода после очищения. Дети обговаривают свои действия и делают вывод. Песок очищает воду лучше всех.
Лаборатории песка. Опыты с песком.
1 - Рассматривание песка через лупу. Найдите две одинаковые песчинки, две разные.
2 - Как вы думаете, есть ли металл в песке как мы можем проверить? Дети магнитом через бумагу вытягивают из песка металлические стружки.
3 - "Цветной песок".
- Может ли песок быть цветным? Сегодня я вас научу, как это нужно сделать. - Сейчас мы песок перемешаем мелом. Предлагаю кусочки разноцветного мела.
- Что нужно сделать, чтобы мел стал таким же сыпучим, как песок?
( растереть ложкой в порошок. этот порошок насыпать в песок и перемешать ложкой. Полюбоваться красивым цветным песком.
Предлагаю этим песком нарисовать красивых рыбок, которые живут в озере Байкал. Дети выкладывают на листке цветным песком, преждевременно намазав клеем контур рыбок.
После проведенных опытов дети собираются возле проектора полюбоваться пейзажем озера Байкал. Вспомнить самых главных обитателей (нерп). Обратить внимание, как они плавают в ледяной воде. Как вы думаете, наверное, выйдя из воды на берег нерпы покроются льдом и замерзнут. Почему? Вот сейчас мы это проверим.
Исследовательская деятельность.
1. В емкость с водой опустить руку и тут же вынуть ее, обратить внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Предлагаю потрясти рукой, вода все - таки осталась на руке. Вытереть руку полотенцем.
2. Взять кисточку, протереть руку маслом и снова опустить руку в воду и вынуть ее.
- Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).
- Почему так получилось? (Жир не пропускает воду). Предложить потрясти рукой, капельки отлетели.
- Что же спасает нерп от замерзания в сильный мороз? Шерсть пропитана жиром.
Итог: Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть возьмет желтую карточку, а кто считает, что еще не все получается – зеленую. Дети дают оценку своей работе.
Что еще хотели бы узнать о воде, песке, о Байкале? |