Актуальность: Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет экспериментирование. Главное достоинство его заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Я взяла этот проект для того, чтобы помочь детям познать окружающий мир с помощью экспериментирования и помочь родителям организовать в домашних условиях.
Цель проекта:
Формировать целостное восприятие окружающего мира, развивать интерес к
исследовательской – экспериментальной деятельности.
Основные задачи проекта:
1. Расширять представление детей о значении окружающего мира.
2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов: бумага, вода, песок, растения и т. д.
3. Формировать выполнение правил техники безопасности при проведении экспериментов.
4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
5. Активизировать речь и пополнять словарь детей, развивать наблюдательность, умение делать простейшие выводы.
6. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Продолжительность: Долгосрочный на 2015 – 2016 учебный год.
Тип проекта: Познавательно – исследовательский.
Ожидаемые результаты:
У детей сформируются предпосылки поисковой деятельности.
Дети смогут делать простейшие выводы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
У детей расширится кругозор, представления о свойствах и качествах предметов, природных материалов, пополнится словарь в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта
|
Виды деятельности
|
Цель
|
Сроки
|
Участники
|
1Этап Подготовительный
|
Создание условий для экспериментирования: подбор для мини -лаборатории материалов, приборов. Изучение методической литературы:
"Неизвестное рядом. Опыты- эксперименты для дошкольников" О.В. Дыбина.
"Организация экспериментальной деятельности дошкольников"
Л.В. Прохорова.
Интернет ресурсы.
|
Повысить свой уровень образования по экспериментированию.
Создать условия для экспериментальной деятельности.
|
Сентябрь
|
Воспитатель, родители,
|
2 Этап Основной
|
1.Игра– экспериментирование «Чудо – водичка»
2.Игра– экспериментирование
«Приготовим сок для кукол»
|
1. Дать представления о том, что вода не имеет цвета и запаха (сравнить с молоком, соком)
2.Формировать представления о свойстве воды растворять некоторые вещества.
|
Октябрь
|
Воспитатель, дети.
|
|
1.Игра– экспериментирование «Сыпем, лепим»
2.Краткосрочный проект
«Твердый, мягкий»
|
Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.
Формировать знания детей о свойствах некоторых предметов.
|
Ноябрь
|
Воспитатель, дети.
|
|
1.Краткосрочный проект «Такая разная вода»
2.Игра- экспериментирование
«Снеговик в гостях у детей»
3.Игра- экспериментирование
«Накупаем куклу Катю»
|
Дать представления о физическом свойстве воды (замерзание)
Дать представления о физическом свойстве снега (таяние)
Формировать представления о температуре воды ( холодная, горячая, теплая) закреплять правила техники безопасности.
|
Декабрь
|
Воспитатель, дети.
|
|
1.Игра– экспериментирование «Путешествие птички»
2.Игра– экспериментирование
« Рвется, мнется»
3.Игра- экспериментирование
«Сказка о камешке»
(Тонет, не тонет)
|
Познакомить детей с бумагой. Учить способам исследования. Развивать наблюдательность, интерес к исследованиям.
Дать представления о тканях, о назначении и свойствах (в сравнении с бумагой)
Продолжать знакомить детей со свойствами предметов.
|
Январь
|
Воспитатель, дети.
|
|
2.Игра– экспериментирование
«Тяжелый, легкий»
3.Семинар-практикум для родителей.
«Путешествие в сказку»
|
Продолжать формировать представления детей о свойствах предметов.
Научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной экспериментально – исследовательской деятельности.
|
Февраль
|
Воспитатель, родители, дети.
|
|
1.Краткосрочный проект
«Живая вода »
2.Игра– экспериментирование «Чудо – семечки»
3.Игра- экспериментирование
«Луковая грядка»
|
Формировать представления о необходимости воды для растений.
Дать представления о прорастании семян.
Продолжать формировать представления о растениях (растения имеют корни, листья)
|
Март
|
Воспитатель, дети.
|
|
1.Игра– экспериментирование
«Мыльные пузыри»
2.Мастер – класс для педагогов.
«Путешествие утенка»
|
Продолжать знакомство с воздухом при помощи мыльной воды.
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом.
|
Апрель
|
Воспитатель, педагоги, дети.
|
3Этап Заключительный
|
Отчет по самообразованию.
1.Итоговое мероприятие «Мы исследователи»
2.Презинтация проекта
«Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира»
|
Закрепить знания детей о свойствах и качествах предметов, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, способствовать расширению кругозора.
|
Май
|
Воспитатель, дети, педагоги.
|
|