Народное искусство и детское творчество. Народное декоративно-прикладное
искусство – одно из важных средств художественного воспитания детей младшего и
дошкольного возраста.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические
идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это
традиции, обычаи, особенности жизни.
Каждый образ в народе имеет своё значение, символ.
Так, например, птица – это символ счастья, радости.
Птиц мы встречаем на полотенцах, на досках, на посуде.
Конь – это символ солнца, медведь – символ могущества, пробуждения природы;
баран и корова олицетворяют собой плодородие, козёл – добрую силу, олень –
изобилие.
Издавна предметы быта расписывались различными узорами (орнаментом), что тоже
являлось своеобразной символикой: волнистая линия символизировала воду; две
параллельные линии и точки между ними – землю и зёрна; точки, капли, косые
линии – дождь; спирали – ход солнца по небу, космос; ромбы – плодородие; круги
– идею совершенства, солнце, дом; кресты – веру; наклонные кресты – связь
солнца с огнём.
Конечно, сегодня смысл этой символики утрачен, однако образы, о которых
говорилось, входят в нашу жизнь с самого детства.
Трудно переоценить значение
народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей.
Сегодня практически в каждом дошкольном образовательном учреждении имеются
различные предметы народного декоративно-прикладногоискусства.
Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества
берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения
(иллюстрации, фотографии). Отбираются доступные для восприятия детей
определённого возраста предметы и игрушки.
При ознакомлении с определённым видом народного декоративно-прикладного
искусства, детям даются некоторые сведения о промысле, назначении предметов;
материалах, из которых они сделаны; характерных признаках. Выделяются средства
выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции
(расположение узора на предмете).
Экскурсии вне детского сада – в музеи искусств, краеведческие музеи,
выставочные залы, в мастерскую художника – приобщат детей к прекрасному,
покажут значение коллекций.
В музее ребёнок совсем по-иному увидит знакомые произведения искусства,
познакомится с новыми.
Это вызовет радость, гордость за свой народ! |