Давайте постараемся
разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.
Слово «традиция»
(от лат. traditio — передача) означает
исторически сложившиеся и предаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки,
правила поведения.
Традиция охватывает
объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс
социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают
определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи,
обряды, праздники и т. д.
Народные традиции
способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта
старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью.
Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия
русского народа.
Рассматривая вопрос
приобщения детей к народным традициям, следует отметить очень важную
особенность. Характерной чертой русских народных традиций, как и всей культуры,
является ее двусоставность. До сих пор элементы дохристианского наследия
являются важной составной частью современной русской культуры и находят широкое
отражение в народных традициях. Применительно к истории Древней Руси
религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства,
называются язычеством. Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были
слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическим
олицетворением природных сил. Восточнославянская мифология запечатлена русским
народов в старинных обрядах и обычаях.
Русские народные
традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт
организации и само
регуляции
своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными
действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами
других людей, требованиями общественного долга.
К народным традициям
относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных
средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной
культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они
раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные
правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих
отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и
поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества.
Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают
повседневную жизнь, труд и отдых.
Народные игры являются
традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ
жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве,
желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться,
отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и
стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка,
источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
В детских играх сохранились
отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в
прятки — отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали
своеобразные школы подготовки к боям, охоте. В русских народных играх
сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие
языка, формы и содержания разговорных текстов.
Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.
Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий.
Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора —
старшее поколение пользовалось «тайным счетом» вследствие существовавших
запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелета из-за
опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном
счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.
Таким образом, игра
издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались
самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать
решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные
качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали
формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное
богатство и физическое совершенство.
Глубокая народная
мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского
фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из
важнейших средств народной педагогики.
Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой
воздействия на человека и природу.
Пчелушки, Серые, малые, Крылышки алые, Носики вострые, Сами
пестрые.
В поле идут, Гудут, гудут. С поля идут, Медок несут.
Так, например,
приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда
пчелами.
Слово, соединенное
с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в
народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски,
притопывания.
Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а
сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной
жизни.
Весна красна,
Теплое летечко!
Люли-люли,
Теплое летечко.
Весна красна,
Что же ты нам вынесла?
Люли-люли,
Что же ты нам вынесла?
Малым деточкам
По яичечку,
Люли-люли,
По яичечку,
Красным девушкам
По женишечку,
Люли-люли,
По женишечку.
Исследователи отмечают,
что применяемые русским народом звукопись, игра слов, внутренние рифмы,
которыми так богаты приметы, пословицы, загадки, приговорки, сделали бы честь
любому поэту. Обращение русских людей с языком, оберегаемым и хранимым им,
характеризуется вниманием, благоговением и одновременно свободой, даже
лихостью. В обращении народа со словом чувствуется талант творца и удовольствие
от работы со знакомым и хорошо поддающимся материалом (А. Ф. Некрылова).
С первых дней жизни
ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки,
потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад.
Подрастая, дети
погружались в мир народных песен, сказок и былин.
Ни в одном другом жанре
фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах
и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни.
Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. В определенном
смысле это историческая память народа, в них живут воспоминания о многих
событиях и фактах истории русского государства. Пословицы и поговорки пронизаны
чувством глубочайшей любви и преданности Родине. Большая их часть обращена к
нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В
народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи
умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного
воспитания.
Загадки — это замысловатое краткое поэтическое образное описание
какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность
человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство
окружающего мира.
Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса.)
Две прямых, одна кривая,
посередочке живая. (Лошадь, дуга, оглобля.)
Отсюда вытекают две
основные функции загадки: во-первых, она развивает в человеке догадливость,
сметливость, сообразительность, а во-вторых, открывает поэтическую сторону в
самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.
Таким образом,
древнерусские традиции включали в себя укорененные в национальном сознании
идеи, ценностные ориентации народа, свойственные ему переживания, характерный
для русских образ мышления. Они воспитывали поколения русских людей, передавая
накопленную веками народную мудрость.
Песни, игры, загадки
объединялись в народных праздниках.
Каждый народный праздник в России
сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во времена
язычества, и сохранялись они в виде увеселений, обычаев.
Языческие
праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды
передавался значительный объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о
свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были
восприняты церковью и переплелись с событиями отмечаемыми ею, например Святки,
праздник Ивана Купалы.
Обычно праздничный день
начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на
лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели,
плясали, затевали игры. Кроме уже названных, большой любовью в народе
пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У
детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую
праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.
Наиболее торжественным,
ярким и, пожалуй, самым древним из годовых праздников были Святки. Христианская
церковь приурочила к ним три больших праздника: Рождество — начало Святок,
Новый год и Крещение, завершающее их.
7 января — Рождество
Господа Иисуса Христа. Наши предки верили, что в праздник Рождества Христова,
важнейший и радостнейший церковный день, подобно тому как и в другие важнейшие
праздники, играет солнце. В большинстве стран мира Рождество начинают
праздновать вечером и продолжают целых два дня. Вековая традиция превратила
этот праздник в апофеоз семейного тепла, умиротворения, домашнего очага, в
праздник семьи. Накануне Рождества в ряде мест России было принято жечь костры,
что связывалось с представлениями о возрождении солнца, о начале нового
солнечного года.
Вечер накануне Рождества
назывался сочельником. Большое значение в рождественский сочельник придавалось
ужину. Избу тщательно убирали, накрывали чистой скатертью стол, ели в
торжественном и строгом молчании, а потом начиналось святочное веселье.
В эти праздники было
принято дарить родным и близким подарки. Год начинался обрядом колядования.
Коляда — это заклинательная песня, исполнявшаяся во время зимнего возрождения
солнца. Колядкой величали семью, желали ей богатств и благополучия, требовали
награду за эти пожелания.
Колядующие получали что-либо из съестного: в частности, просили
фигурное печенье, изображающее домашних животных, чтобы в хозяйстве водилось.
Подобные обходы домов в течение Святок проводились
трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая
семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным
удовольствием выслушивала колядки.
С Новым годом! Со всем родом! Чтоб здоровы были, Много лет жили!
Дети, приплясывая, выкрикивали:
Новый год пришел, Старый угнал, Себя показал! Ходи, народ,
Солнышко встречать, Мороз прогонять!
По улицам во время Святок
ходили ряженые, на посиделках водились хороводы, звучали веселые озорные песни,
загадыва- лись загадки. Загадывание загадок, по мнению специалистов когда-то
носило языческий магический характер.
Исконные смысл такого действия постепенно забылся, но традиция
сохранила и сам тип песен-загадок, и древнейшую форму их исполнения: двумя
группами девушек в виде своеобразного диалога.
Принято было во время
Святок гадать. В Новый год по первому дню года старались узнать о характере
следующих дней и месяцев, об урожае, о судьбе своей и близких в этом году.
Святочные традиции нашли отражение в произведениях русских писателей и поэтов.
Ценность народных традиций
огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.
Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные
традиции, может встать под сомнение само существование народа.