На сегодняшний день, происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. В Законе «Об образовании РФ» говорится, что дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и будет регулироваться федеральными государственными образовательными стандартами. Особая роль отводится семье и подчеркивается, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область "Физическое развитие" содержание которой направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Решая эти задачи я буду не только стремится к тому чтобы отсутствовали болезни у детей, а к тому чтобы у детей в гармонии было развито полное физическое и эмоциональное благополучие.
В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровым. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.) Это увеличивает статическую нагрузку в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.) Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка дошкольника оказывает отклонение в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которое не поддаются медикаментозному лечению.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте. Но как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности моя задача – помочь родителям в физическом воспитании детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок: его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.
Актуальностью данной темы является то, что все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, любящим свою семью, Родину. Бережное отношение к окружающему миру, к семье, к своему здоровью надо начинать с дошкольного возраста.
Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.
Предполагаемый результат:
· С родителями обогатятся детско-родительские отношения в совместной физкультурной деятельности;
· повысится интерес к жизни детского сада;
· повысится физкультурно-оздоровительная грамотность родителей.
Дети:
· снизится уровень заболеваемости;
· повысится уровень физической подготовленности;
· совершенствуется осознанное отношение к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни.
Этапы реализации проекта:
· I этап – организационный;
· II этап – подготовительный;
· III этап – основной - практический;
· IV этап – итоговый.
Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.
Этапы
|
Содержание работы
|
Цель
|
Время проведения
|
Участки
|
I этап подготовительный
|
Работа с педагогами
1.Консультация «Развитие осознанного отношения к своему здоровью и здоровью детей».
2.«Использование игр способных укрепить здоровье детей».
3.Стиль общения педагога с детьми и его влияние на личность ребенка.
4.Оформление папок–передвижек. Работа во всех группах с детьми
|
Активное участие всех педагогов в поиске методов оздоровления детей.
Максимальное обеспечение двигательной активности между занятиями, использование физ. минуток.
Повышать грамотность родителей в вопросах укрепления здоровья.
|
Декабрь
Ноябрь
Январь на пед. часе
октябрь
|
Воспитатели, физ. руководитель
Воспитатели, физ. руководитель
Воспитатели, физ. руководитель
|
II этап
основной
|
Работа с детьми.
Беседы по темам:
1.«Чтоб здоровым быть всегда нужно закаляться»
2.«О полезных и вредных привычках»
3.Выставка рисунков «Мы за здоровый образ жизни»
4.Физкультурный досуг «Веселые старты» совместно со школой.
5.Спортивный досуг
|
Доставить детям радость, способствовать развитию свободного общения со школьниками
|
Октябрь
Ноябрь
Январь
Октябрь
1 раз в месяц во всех группах
|
Дети, воспитатели, физ. руководитель
Дети подг.гр., воспитатели
Дети, педагоги, дети школы №2
Физрук, дети, педагоги
|
III этап заключительный
|
Работа с родителями.
1.Праздник к 23 февраля
2.Консультация «Роль семьи в формировании ЗОЖ ребенка»
3.Памятки для родителей «Организация подвижных игр дома».
4.Фотовыставка «Оздоровительная гимнастика в семье».
5.Соревнование семейных команд
|
Активизировать родителей в совместные праздники.
Приобщать родителей к спорту и ЗОЖ.
Рекомендовать использовать каждую возможность для общения с ребенком в играх.
Развивать интерес к спорту
Доверительный контакт между семьями
|
Февраль
Март
Апрель
Май
|
Дети, родители, педагоги
Физрук
Родители, дети
Родители, дети, физрук
|
Реализация проекта
В силу сложившихся экономических причин, занятости на работе, современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, развития двигательных навыков.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.
Функции родителей в организации физического воспитания детей:
Функции родителей в организации физического воспитания детей можно сгруппировать таким образом:
· создание необходимых материально-технических условий для занятий дома;
· контроль и содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены, закаливание, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий;
непосредственное участие в днях здоровья, спортивных досугах, физкультурно-музыкальных праздниках, играх, развлечениях, прогулках, экскурсиях, соревнованиях семейных команд |